Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Социальные изменения происходящие в современном обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла за собой смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. (Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение, сквернословие, агрессивность женщин или превращение мужчин из «добытчиков» в «потребителей». На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся грубыми, агрессивными, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за поведением и общением детей в группе, мы заметили , что мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, или предложить стул девочке, а девочки не торопятся помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность. Диагностический опрос по определению сформированности поло ролевой социализации детей выявил довольно низкий уровень знаний по данному вопросу.
В новой редакции программы дошкольного образования под рук. Н.Е. Вераксы в разделе «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности» специфика процесса гендерной социализации ребёнка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте и требует продолжения на других этапах развития.
Задачи программы:
1. Развивать осознание ребёнком своего места в обществе.
2. Расширять представление о правилах поведения в обществе.
3. Формировать у ребёнка потребность вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами.
4. Воспитывать ребёнка по семейным традициям, углублять представление о семье, её истории, что подтверждает уверенность: социальное осознанное воспитание необходимо начинать уже с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает осознавать себя, различать свой пол. Что же такое пол? с лат.- «порождать»-это есть биологическое, анатомо-физиологическое различие между людьми. Что такое гендер? –это социальный статус характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей. Гендер- еще называют социальным полом т.к. человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведении его может быть разным в разных взаимодействиях. Например : биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», когда поведение её напоминает мужское -курит, сквернословит, и пол, и гендер являются системами условных обозначений, кот определяют формы представления себя другим людям в социуме. Когда биологический и социальный пол идентичны, то наступает гармония внутри личности и во взаимодействии с окружающим миром. С момента рождения ребёнка начинается воспитание. Его учат, что значит быть девочкой или мальчиком, а потом мужчиной или женщиной, как вести себя, как одеваться, какие прически носить, т.е. с момента рождения начинается гендерная социализация - процесс усвоения норм, правил, установок в соответствии с культурными представлениями о роле мужчины и женщины в обществе. Наблюдая за нашими детьми в младшей группе, уже тогда можно было увидеть, что они как-бы запрограммированы на поло-ролевое поведение ( мальчики к машинкам, девочки к куклам) .
Ребёнок родился. Если рядом положить завёрнутых в пелёнки младенцев – мальчика и девочку, то внешне их трудно различить, но по записям биотоков мозга специалисты сразу узнают-кто есть кто? Чем же они отличаются друг от друга? (данные из книги В.Д. Еремеевой, Т.П.Хризман «Девочки и мальчики – два разных мира».· Девочки рождаются более зрелыми ( на 3-4 нед .), а к периоду полового созревания разница почти в 2 года .
1. Мальчики начинают ходить на 2-3 мес., а говорить на 4-6 мес. позже, чем девочки. Мальчики более подвижные и поэтому травмируются в 2 раза( в период от 7 до 15 лет ).
2. До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память – мужчина охотник, добытчик).
3. У девочек больше развита чувствительность кожи, поэтому их чаще гладят по головке, спинке (их генная потребность в ласке).
4. Игры девочек опираются на ближнее зрение, поэтому они раскладывают свои игрушки возле себя.
5. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому они больше бегают др. за другом, бросают в цель, если пространства не хватает, то они осваивают вертикаль – лезут вверх (поэтому рекомендуют спортивные уголки).
6. Даже на занятиях они отвечают по разному : мальчики смотрят в стол, перед собой, в сторону; девочки- в лицо педагогу, как - бы ища одобрения своему ответу. Вопросы мальчики задают конкретные - для получения информации, девочки- для установления контакта. У девочек быстрее развивается речь (что влияет на беглость чтения в школе), у мальчиков - логическое мышление.
7. У девочек хорошо развита мелкая моторика, усидчивость.
Мальчики и девочки – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать совсем уж одинаково. А суть в том: каким должен быть человек: мужчина или женщина. Правильно воспитав мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать множества ошибок по незнанию.
|