Начиная работать с малышами младшей группы, мы столкнулись с проблемой – какое направление в работе выбрать? Заметив интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, мы решили, что именно фольклор поможет "разговорить” детей. Знакомство с народным творчеством для малышей начиналось с самых простых потешек и песенок. Детям нравилось, когда, показывая, как надо укладывать куклу Катю спать, я начинала ласково припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолоба, не скули,
Мою Катю не буди.
Чтобы малыши быстрее могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка (используя мягкую игрушку), и дети тоже "уговаривали” ее: "Ты собачка, не лай, Белолоба, не скули…”. После таких коротких обыгрываний малышами намного легче запомнить песенку и даже перенести ее в повседневную игру. Во время умывания у детей любимой потешкой была "водичка-водичка…”, а через некоторое время они знали еще одну потешку про водичку и с удовольствием и настроением выговаривали:
Знаем, знаем, да, да, да,
Приятно было наблюдать, как дети используют потешки в игре в "дочки-матери”, как бережно они относятся к своим куклам:
Дети подросли. Понадобились потешки с более сложным смыслом, где уже нужно было не только запомнить потешку и рассказывать ее, но и обыграть. Некоторые дети замыкались и не могли передать характер потешки и двигаться, как лисичка, зайка. И тогда на помощь нам пришли Хороводные игры. Здесь в коллективе малыши учились двигаться в кругу, выполнять элементарные движения по роли. И тут уж никто из детей не оставался в стороне. Любой ребенок мог сыграть хотя бы самую маленькую роль. Ведь выступал он перед своими товарищами и вместе с ними. Вначале мы стали заниматься хороводными играми с небольшой подгруппой детей, в свободное от занятий время. Однако такая эпизодическая деятельность не могла дать заметного положительного эффекта. Чтобы сделать работу по развитию речи и координации движений более регулярной и результативной, возникла необходимость выделять время на занятиях воспитателя.
Оптимальным вариантом оказалось использование на занятиях хороводных игр совместно с пальчиковой гимнастикой, как физкультминутки - элемента двигательной активности. Дети переключаются с одного вида деятельности на другой, тем самым повышая работоспособность, снимая нагрузки, связанные с сидением. Пальчиковая гимнастика проводится перед той частью занятия, когда дети выполняют задания на развите мелкой моторики: раскладывание мелких деталей, обводка, штриховка и т.д. А вместо традиционной физкультминутки в середине занятия проводится какая-либо хороводная игра, подобранная по теме
занятия. Для этого необходим большой фольклорный и стихотворный материал. Чтобы физкультминутки – хороводные игры – проходили в хорошем игровом темпе, разучивание нового хоровода или упражнения дается в начале знакомства с новой лексической темой. Так как новая лексическая тема во 2 младшей группе рассчитана на 2-недельный срок, дети успевают разучить и усвоить новую хороводную игру. Одновременное проговаривание стихотворного текста с движением дает ряд преимуществ для детей с нарушением речи. Их движения становятся более координированными, речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
В течение 2-х лет, внедряя в группу новую модель работы, связанную с хороводными играми, мы решали следующие задачи:
1. Подобрать единый фольклорный и стихотворный
материал для хороводных игр и пальчиковой гимнастики по лексическим темам.
1. Сочетать хороводные игры и пальчиковые упражнения с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию координации речи с движением и развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Хороводные игры и упражнения проводятся на коррекционныхи интегрированных занятиях, а также на занятиях по ознакомлению с окружающими. Тексты подбираются так, чтобы они не только по смыслу сочетались с занятием, но и содержали в себе большое количество разнообразных движений.
Вначале у большинства детей встречались затруднения: была неразвита координация движений, замедлен темп даже в самых простых упражнениях. Но уже к концу 1 полугодия нашей работы с хороводными играми и пальчиковыми упражнениями на занятиях стали заметны результаты. Дети овладели самыми сложными для их возраста движениями, научились правильно, ритмично двигаться по кругу, сочетания темп движения и ритм речи. И, что не менее важно, они быстрее овладевали правильным произношением звуков. Такая необычная игровая деятельность вызывала у них интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволило предельно мобилизовать их внимание, стимулировало быстрое запоминание.
Разученные хороводные игры и упражнения способствовали развитию речевой активности у детей в группе и явились первой ступенькой в развитии творческих способностей ребят. Они уже по собственной инициативе и с большой охотой воспроизводили хороводы в свободное время и в самостоятельной деятельности.
В результате мы сделали следующие выводы:
1. Хороводные игры и упражнения имеют положительное значение в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
2. Регулярное проведение игр положительно сказывается на исправлении речи детей.
3. Совершенствуются внимание, память, психические процессы, тесно связанные с речью.
|