Описание педагогического опыта по использованию авторского универсального образовательного средства «Радужный круг» в работе с детьми дошкольного возраста
Тема: Использование авторского универсального образовательного средства «Радужный круг» в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей при использовании образовательного средства "Радужный круг".
Задачи:
• формирование познавательных действий, первичных представлений о себе и объектах окружающего мира;
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками в играх с "Радужным кругом".
Особое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю развивающей предметно-пространственной среде, соблюдая актуальные требования, которые определены Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Очевидно, что предметно-пространственная среда только тогда может быть развивающей, когда отвечает детским интересам и предпочтениям, предоставляет возможность проявлять детям самостоятельность, инициативность и способствует развитию личностных качеств. И конечно, важнейшим компонентами такой среды являются образовательные средства.
Одно из таких игровых образовательных средств прижилось и полюбилось мне и моим подопечным настолько, что стало неотъемлемой частью предметно-пространственной среды группы. А началось все с волшебного, парашюта, о котором наверняка знают многие из моих коллег. Используя, в работе с детьми пока только парашют, наблюдая за эмоциями и действиями детей, я интуитивно чувствовала, что можно каким-то образом расширить развивающий потенциал этого средства. Так у нас с ребятами появился «Радужный круг».
По толковому словарю Ушакова, «радужный»-это приятный, сулящий радость, счастье. Почему именно круг? Круг является самой совершенной формой, это символ гармонии. С точки зрения психологии, круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, стабилизирует группу и является символом миролюбия.
И конечно, самое главное – это то, что «Радужный круг» очень интересен детям. Интересен настолько, что каждый раз деятельность с его использованием становится целым событием, захватывающим и увлекательным, служащим точкой роста для детского развития, или иначе, «ключевым переживанием», о котором говорил еще Л.С. Выготский. О важности «выделения эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим» в педагогической деятельности говорят и современные исследователи, среди которых Нина Сергеевна Ежкова.
Теперь непосредственно о том, что из себя представляет «Радужный круг». Это круг диаметром 2 метра, сшитый из легкой ткани.
С одной стороны - 12 секторов разного цвета: 3 из них – зеленых оттенков, 3 – красных, 3 – синих и 3 желтых (включая, коричнево-бежевый). По краю круга, на границе секторов есть петельки – ручки, за которые удобно браться. Каждый сектор – это еще и карман, закрывающийся на молнию. Обратная сторона круга однотонного зеленого цвета, перевернув которой вверх, карманы на молнии так же остаются пригодными для использования. В самом центре круга, с обеих сторон – пришито по пуговице, на которые можно пристегнуть необходимые элементы.
Это действительно универсальное образовательное средство, которое можно с полным правом назвать развивающим, поскольку оно обладает следующими качествами:
- «Делимость». Это значит, что на основе данного средства можно сформулировать достаточно большое количество игровых заданий. В частности, цветовые сектора могут быть использованы не только для игр на цветовосприятие, но и в качестве опоры для изучения циклов времен года, месяцев каждого сезона. Так же вся разноцветная сторона при помощи дополнительных элементов «превращается» в циферблат часов. Карманы применимы для игр на тактильное восприятие, воображение, соотнесение. А обратная – зеленая сторона «Радужного круга» служит игровым полем для режиссерских игр.
- Следующее качество – это «ступенчатость», что означает возможность создавать на основе заданий «лесенку развития», выстроив задания в порядке возрастания их сложности. Такое возможно, например, благодаря различной наполняемости карманов, в зависимости от возраста детей, целей и задач обучающей игры. Деятельность с детьми можно организовывать, как групповую, командную или в парах.
- Можно говорить так же об «интерактивности» «Радужного круга». Это такое свойство, которое задает самопроверку действий ребенка, показывает ему сделанные при выполнении заданий ошибки. Такая «интерактивность» ограниченно заложена в само средство, если мы, например, говорим о временах года, месяцах, где цвета являются своеобразными контрольками. Так же это свойство можно обеспечить за счет дополнительного материала при использовании карманов.
- «Радужный круг» обладает «открытостью», которая стимулирует творческую активность ребенка, побуждает его придумывать все новые и новые способы использования игрового средства. Такое свойство особенно хорошо проявляется в совместных подвижных играх, когда дети «превращают» круг то в летающую тарелку, то в волнующееся море, то в батут для игрушечного медвежонка.
Таким образом, возвращаясь к требованиям ФГОС ДО, можно говорить о том, что такое образовательное средство как «Радужный круг» максимально обеспечивает полифункциональность, трансформируемость и вариативность развивающей предметно-пространственной среды. Возможность же выстроить «лесенку развития» с помощью этого образовательного средства напрямую связанна с насыщенностью РППС, которую определяет сам педагог, в зависимости от возраста детей и образовательных задач. «Радужный круг» выполнен из легкой разноцветной ткани, снабжен легко открывающимися и закрывающимися карманами на молнии и крепко вшитыми петлями-ручками, что обеспечивает безопасность его использования в деятельности с детьми дошкольного возраста. А поскольку описываемое образовательное средство может использоваться в различных видах деятельности (от дидактических до социально-коммуникативных и подвижных игр), то оно конечно же является доступным для организации деятельности различных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Если говорить о местах использования «Радужного круга» в работе с детьми дошкольного возраста, то это - прежде всего, образовательная деятельность. Причем, принимая во внимание, универсальность, средства я могу его использовать во всех пяти образовательных областях.
Так, например, я работаю с детьми, имеющими нарушения речи и часто применяю «Радужный круг» в играх социально-коммуникативной и речевой направленности, где детям необходимо договариваться друг с другом, выбирая себе партнера по игре или выполняя совместные действия. Так же детям очень нравится описывать предмет, определяя его сначала на ощупь в кармане круга, а затем добавляя признаки, достав его оттуда.
Это образовательное средство способствует лучшему запоминанию сезонов и месяцев года, их наглядному представлению у детей, формированию представлений об окружающем мире (животные разных климатических зон, профессиях, государственные праздники и др.)
Эффективность использования «Радужного круга» можно наблюдать в деятельности художественно-эстетической направленности, когда дети знакомятся с основными цветами и оттенками, слушают музыкальное произведение, определяя его характер и интонационную выразительность.
Всеобщий восторг и радость среди детей вызывают игры, направленные на быстроту реакции («Пробеги под куполом», «Кто быстрей») и координацию движений («Путешествие Колобка», «Веселые мячики», «Мишка на батуте», «Море волнуется»).
Исходя из собственных педагогических наблюдений, а также по отзывам коллег и администрации МБДОУ, использование «Радужного круга» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста способствует:
- Развитию мотивационной заинтересованности и любознательности.
- Формированию умения самостоятельно определять партнеров для игр и индивидуальное пространство для деятельности.
- Развитию способности к совместным согласованным действиям.
- Развитию инициативных действий и способности делать выбор.
И подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить актуальность и новизну авторского универсального образовательного средства «Радужный круг» обусловленные неограниченным количеством вариантов и способов использования средства во всех образовательных областях для решения разных педагогических задач. Кроме того, это средство заряжает детей активностью, желанием действовать, быть участником образовательной деятельности. «Радужный круг» очень прост в использовании и является открытым образовательным средством, содержание и наполнение которого может изменяться и варьироваться любым педагогом дошкольного учреждения.
Отзыв о показателях педагогической деятельности
воспитателя МБДОУ №50 Омилянчук Татьяны Петровны
Отзыв родителей группы о работе
воспитателя МБДОУ №50 Омилянчук Татьяны Петровны
|