В марте 2021 года в рамках РМО по социально-коммуникативному развитию состоялась Литературная викторина между детскими садами города Красноярска. В викторине приняли участие воспитанники 12 детских садов из Свердловского, Центрального и Железнодорожного районов города Красноярска. Для Литературной викторины участники выбрали произведения детского писателя Валентины Осеевой.
Валентина Осеева работала педагогом и писала рассказы для своих воспитанников. Ее истории о настоящей дружбе, о добре и справедливости очень любимы детьми. Участникам Литературной викторины предстояло пройти два этапа испытаний. В первом этапе, ребята вместе с воспитателями читали произведения В.Осеевой. Выбрав понравившийся рассказ, они зашифровали его название в виде ребуса, кроссворда или графической загадки. Обменявшись загадками с другим детским садом, участники приступили к «дешифровке» послания, а разгадав название рассказа, подготовили драматизацию по произведению. Вот как это было:
Заседание РМО «Художественно-эстетическое развитие» Центрального и Железнодорожного районов и «Социально-коммуникативное развитие» Свердловского района
11 февраля 2021 года
Тема: «Интеграция образовательных областей при организации непосредственной образовательной деятельности с детьми»
1.Реализация принципа интеграции образовательных областей. / Куршина Л.Ю., заместитель по УВР МАДОУ №50. 2. Мастер-класс «Рисование на прозрачном мольберте, как средство развития социально-коммуникативных навыков». / Черипова И.В., воспитатель МАДОУ№50. 3.Мастер-класс «Игры на развитие воображения». / Чумичева Е.В., воспитатель МАДОУ №257
Идея заседания методических объединений, посвященных разным образовательным областям, возникла не случайно. Ведь цель гармоничного и всестороннего развития ребенка может быть достигнута лишь при объединении знаний и умений из разных сфер деятельности. Интегрированный подход к организации образования дошкольников позволяет добиваться целостного восприятия детьми окружающего мира. Реализации данного принципа были посвящены основные доклады педагогов, ознакомиться с которыми можно по ссылкам:
Тема:Образовательная среда ДОУ, как условие развития социально-коммуникативного взаимодействия детей
Ноябрь 2020
Модератор: Куршина Любовь Юрьевна, зам.зав.по УВР МАДОУ №50
Докладчики:Величко Наталья Николаевна, воспитатель МАДОУ №50; Никитина Елена Александровна, учитель-логопед МАДОУ №50; Цыганкова Олеся Евгеньевна, воспитатель МАДОУ №50; Потылицына Анастасия Юрьевна, учитель-логопед МАДОУ №50; Маньжова Алена Владимировна, воспитатель МАДОУ №50; Омильянчук Татьяна Петровна, воспитатель МАДОУ №50; Ямпольская Татьяна Борисовна, педагог-психолог МБДОУ №291.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит» Е. И. Тихеева
Детский сад сегодня является одним из основных институтов социализации дошкольника. Посещая детский сад малыш приобретает первый опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В этой связи, предметно-пространственная среда детского сада должна представлять собой систему условий, обеспечивающих полноту социально-коммуникативного развития личности ребёнка. Грамотно организованная среда позволяет обеспечить многообразие детских видов деятельности и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное занятие и поле для общения. Воспитатель «Детского сада №50» Наталья Николаевна Величко сравнивает среду своей группы «Зайчик» с муравейником, где каждый участник процесса занят значимым делом.
Организацию пространства группы с учетом принципов трансформируемости, доступности, вариативности могут обеспечить легкие и мобильные модули. Дополнение среды предметами, позволяющими детям видоизменять обстановку в соответствии с актуальными потребностями или игровыми задачами дает возможность для развития инициативы, самостоятельности, творчества детей. Педагоги группы «Солнышко» детского сада №50 используют многофункциональную ширму.
Социально-коммуникативное развитие ребенка наиболее эффективно осуществляется через игровую деятельность. Для детей необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором они могли бы не просто вступать в различные взаимоотношения, но и активно усваивать нормы и правила общества. Свои авторские игры, направленные на развитие речевой активности, освоение средств и способов познания окружающего мира представляет Елена Александровна Никитина, учитель-логопед детского сада № 50.
Важно, чтобы наполнение среды шло от интересов детей. Тогда внесенные в среду элементы становятся стимулами для освоения социально-коммуникативных норм через совместную сюжетно-ролевую игру детей. Так случилось в группе «Светлячок» детского сада №50, о чем расскажут воспитатели группы Татьяна Петровна Омильянчук и Алена Владимировна Маньжова.
Не стоит обходить вниманием современные технические средства и многофункциональные игрушки, которые при грамотном подходе педагога могут обеспечить высокий уровень познавательного развития детей, способствовать речевой активности, научат договариваться друг с другом. О таком умном помощнике расскажет педагог-психолог детского сада №291 Татьяна Борисовна Ямпольская.
Создавая условия для освоения содержательно наполненной, многофункциональной, вариативной и доброжелательной среды педагоги создают предпосылки эффективного социально-коммуникативного развития детей.