Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, на занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.
Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности ( цвет, форму, величину…). Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями ( причинно-следственные, временные, количественные…). Результаты мышления отражаются с помощью слова.
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет величину, запах…Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается, действует.
Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С их помощью ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность( гладкая, шершавая), сжимает, чтобы определить твёрдость…Обобщённые способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развёртывания мыслительных процессов.
В дошкольном возрасте развиваются и такие важные познавательные процессы, как память и воображение. Благодаря памяти ребёнок запоминает, сохраняет, воспроизводит то, что раньше воспринимал, делал, чувствовал. Мышление невозможно без накопления нужных сведений, фактов.
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатлёнными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Слово – материальная оболочка мысли.
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ.
Развитие восприятия:
• « Обведи контур».
• « Дорисуй».
Развитие внимания:
• « Найди лишний предмет».
• « Чего не стало?».
Развитие мышления:
• « Подбери пару».
• « Времена года»...
Предлагается поиграть с детьми:
- настольные игры
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
- чтение сказок
- прогулки
- конструирование
- прослушивание музыки…
статью подготовила Мария Константиновна
|